Факты
В 1817 году немецкий изобретатель барон Карл Дрейз создал первый
самокат, который был назван им «машиной для ходьбы». У самоката был
руль и седло. Самокат был назван по имени изобретателя дрезиной, и это
слово по сей день используется в русском языке. В 1818 году был выдан
патент на это изобретение.
В
1839—1840 годах изобретение было усовершенствовано. Шотландский кузнец
Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали. Заднее колесо прикреплялось
в педали металлическими стержнями, педаль толкала колесо, велосипедист
находился между передним и задним колесом и управлял велосипедом с
помощью руля, который в свою очередь был прикреплен к переднему колесу.
Несколько лет спустя английским инженером Томпсоном были запатентованы
надувные шины для велосипеда. Однако шины были технически несовершенны
и не получили распространения в то время. Массовый выпуск велосипедов с
педалями был начат в 1867 году. Пьер Мишо и придумал название
«велосипед».
В 70-х годах 19 века стали популярными так называемые велосипеды
«пенни-фартинг», получившие свое название благодаря соразмерности
колес, так как монета фартинг была намного меньше пенни. На втулке
переднего большего колеса находились педали, а седло было сверху от
них. Велосипед был достаточно опасным из-за того, что центр тяжести был
смещен к центру. Альтернативой «пенни-фартинг» были трехколесные
самокаты, весьма распространенные в то время.
Изобретение
металлического колеса со спицами является следующим важным шагом в
эволюции велосипедов. Эта удачная конструкция была предложена
изобретателем Каупером в 1867 году, и всего два года спустя у
велосипедов появилась рама. В конце семидесятых годов англичанин Лоусон
изобрел цепную передачу
Rover – «Скиталец» - первый
велосипед, похожий на современные велосипеды. Этот велосипед был сделан
английским изобретателем Джоном Кемпом Старли в 1884 году. Спустя всего
один год был налажен массовый выпуск этих велосипедов. Rover обладал
цепной передачей, имел одинаковые по размеру колеса, место водителя
было между передним и задним колесом. Велосипед стал настолько
популярен в Европе, что, например, в польском языке это слово означает
велосипед. Велосипед отличался от предшественника безопасностью и
удобством. Производство велосипедов переросло в производство
автомобилей, был создан концерн Rover, который просуществовал до 2005
года и обанкротился.
В 1888 году
шотландцем Бойдом Данлопом были изобретены каучуковые шины, получившие
широкое распространение. В отличие от запатентованных резиновых шин они
были технически совершеннее и надежнее. До этого велосипеды часто
называли «костотряски», с резиновыми же шинами езда на велосипеде стала
более мягкой. Ездить стало намного удобнее. Девяностые года 19 века
называли золотым веком велосипедов.
Годом позже
были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода. Этот
механизм позволял не крутить педали во время, когда велосипед крутится
сам. Примерно в это же время был изобретен ручной тормоз, но широко
применяться он стал намного позже.
В 1878 году был сделан первый складной велосипед. В девяностых годах были изобретены алюминиевые велосипеды.
Первый
рикамбент, велосипед, позволяющий велосипедисту ехать лежа или
полулёжа, был изобретен в 1895 году. Через 9 лет концерн «Пежо» начал
массовое производство рикамбентов. А в 1915 году для итальянской армии
стали выпускать велосипеды с задней и передней подвеской.
В
последующее десятилетие появились шарикоподшипники, они уменьшали
трение между движущимися частями, конвейерные методы сборки, стальные
трубы, двух- и трехскоростные колесные втулки, ножной тормоз и
переключатель передач цепного привода. Первые механизмы переключения
скоростей, возникшие в начале 20 века были несовершенными. Заднее
колесо оборудовали двумя звездочками – по одной с каждой стороны. Для
того, чтобы переключить скорость, нужно было остановиться, снять колесо
и перевернуть его. При этом цепь нужно было натянуть и зафиксировать. В
1903 году был изобретен планетарный механизм переключения скоростей, но
он стал популярным лишь в тридцатые годы 20 века. Аналог сегодняшнего
переключателя скоростей родом из 1950 года, его изобрел итальянский
велогонщик и производитель велосипедов Туллио Кампаньоло.
В 1974 году начали производить велосипеды из титана, годом спустя – из
углепластика. Велокомпьютер, отслеживающий скорость, время, нагрузку
был изобретен в 1983 году. В девяностых годах стали популярными
системы индексного переключения скоростей.
Популярность
велосипедов в 20 веке нельзя назвать стабильной. В начале века
велосипеды стали менее популярными из-за развития автомобилестроения и
доступности автомобилей. Но в конце шестидесятых велосипеды стали очень
модными благодаря пропаганде здорового образа жизни.
обрёл велосипед
Источник: http://www.velokat.ru/ |